Официальное представительство
федерации Пенчак Силат России
в Крыму и г.Севастополе
Телефон: +7 978 749 93 84
Почта: sevsilat@mail.ru

Коррекция психологической устойчивости у спортсменов занимающихся Пенчак Силат


Введение

 

В повседневной жизни происходят как физические нарушения, так и психологические. За счет упражнений, которые применяются в психологической устойчивости можно восстановить психологические функции человека, как тренированного, так и нетренированного.

Наряду с определенными факторами обычной тренировки, во время соревнований, важным фактором является психологическая подготовка. Поэтому в реальной ситуации без соответствующей подготовки в движениях будет наблюдаться: скованность, заторможенность действий, несвоевременное реагирование на происходящие событие и т.п.

Во время выполнения движений необходимо избегать появления таких психологических состояний свойственных человеку, как ненависть, сомнение, недоверие, досада и т.п., подавляющих такие чувства, как любовь и великодушие.

Поэтому человеку необходимо освобождаться от стремлений, приносящих с собой страх. Следовательно, чувства страха и неуверенности при выполнении атакующих действий приносит вред.

Человеку свойственна потребность в принадлежности. В Пенчак Силат у занимающихся потребность выражается в спокойствии и, в конечном счете, в обеспечении психологической устойчивости.

Атакующая техника Пенчак Силат выполняется с большой скоростью и силой, хорошее знание двигательных упражнений способствует совершенствованию техники и влечет за собой развитие тела, при этом воспитывается решительность и самообладание, направляющие человека на правильный путь в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Таким образом, в Пенчак Силат независимо от цели наряду с обычными движениями рук и ног, используются движения всего тела. Кроме физической подготовки, необходима психологическая, решающая следующие задачи:

  1.  Восстановление нарушенных психологических функций организма.
  2.  Усиление положительных эмоций.
  3.  Повышение концентрации внимания.
  4.  Повышение уверенности в себе.
  5. Ощущение себя спокойным расслабленным в критической ситуации.

 

Методы формирующие психологическую устойчивость

 

Идеомоторные акты, аутогенная тренировка, психологическая тренировка, уверенность и т.п.

Психологические упражнения не являются средством, заменяющим физические упражнения, но они используются в комбинации с ними.

Физические и психологические упражнения вводятся в действия поочередно, успех при использовании только физических упражнений минимален.

Время сохранения концентрации при психологических упражнениях не должно превышать пяти минут.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

 

Формулирование целей работы

 

Разработать программу позволяющую корректировать и регулировать психологическое состояние спортсменов и формировать психологическую устойчивость в процессе спортивной деятельности.

 

Результаты исследования

 

Исследования в которых сравнивались успешно и менее успешно выступающие спортсмены с точки зрения психологической устойчивости, было установлено, что первые характеризуются более высокими уровнями концентрации и уверенности в себе, а также более низкими уровнями тревожности. Успешно выступающие спортсмены характеризовались также, более положительными мыслями и в большей степени использовали положительные идеомоторные акты с целью визуализации успеха. Кроме того, они более решительные и более обязательные, чем их менее успешно выступающие товарищи.

Также при составлении плана занятий, надо решить, на что необходимо обратить внимание в психологической устойчивости.

Это будет зависеть от:

- количества тренировок (в неделю);

- какое количество времени будет еженедельно отводиться на психологическую подготовку;

- насколько спортсмены заинтересованы в психологической подготовке, и т.п.

Если психологическая устойчивость стабильна то это необходимо проверить в ситуации приближенной к реальности. Психологической устойчивости необходимо уделять 10-15 минут тренировки, 3-5 раз в неделю. Лучше всего над этим работать первые или последние 10 - 15 минут тренировочного занятия. Потом психологическую устойчивость необходимо объединить с тренировкой физических качеств. После чего все это надо попытаться применить в моделированной соревновательной деятельности, прежде чем использовать в реальных условиях соревнования. Некоторые задания можно спортсменам давать на дом, но большинство психологических тренировок целесообразно контролировать. В промежутке между занятиями по психологической подготовке целесообразно проводить тренировочные занятия по физической подготовке. В этом случае мы осуществляем обратную связь. Главное - это определить слабые и сильные стороны каждого спортсмена с точки зрения психологической устойчивости и исходя из этого разработать программу с учетом индивидуальных особенностей.

В эту программу будет входить идеомоторные акты, т.е. это создание или воссоздание каких - либо действий. Этот процесс включает извлечение из памяти отрывков информации, накопившейся с опытом, и превращения их в выразительные образы. Представления это - форма имитации, её можно использовать для улучшения как физических, так и психологиче­ских умений и навыков:

1. Развитие уверенности;

2. Контроль эмоциональных реакций;

3. Тренировка стратегии;

4. Снятие боли;

5. Лечение травм.

Так же в психологической реабилитационной программе используется Аутогенная тренировка - это проговаривание определенных словесных формул, управления вниманием и образными представлениями. С помощью аутогенной тренировки:

- можно снять эмоциональное напряжение;

- ускорить восстановление различных процессов.

 

Процесс аутогенной тренировки.

В аутогенной тренировке применяются упражнения такие как:

- Упражнения на расслабления.

- Упражнения на тяжесть и тепло.

- Освоения упражнений дыхания.

- Упражнения для достижения цели.

- Идеомоторные акты.

Целесообразно использовать аутогенную тренировку при переутомлении, неврастенические расстройства и т.д. На физиологическом уровне аутогенная тренировка успешно профилактирует расстройства в работе сердечно сосудистой системы и пищеварительного тракта.

 

Выводы

 

  1. Представления относятся к созданию или воссозданию опыта в уме. Это форма имитации, которая включает извлечение из памяти отрывков информации из различного опыта и превращения её в образы, имеющее значение. Как показывают результаты - представления являются эффективным методом повышения уровня спортивных достижений.
  2. Представления могут использоваться:
    - для снижения уровня тревожности;
    - для развития уверенности;
    - для повышения концентрации внимания;
    - для восстановления после травмы;
    - для отработки различных умений и навыков.
  3. Тренировочные занятия включают упражнения на развитие ясности и четкости образов, а также их контроля. Занятия, направленные на развитие представлений, должны стать составной частью режима тренировок спортсмена.
  4. Уверенность играет важнейшую роль в определении спортивных достижений, уверенность в своих физических и психологических способностях важнейшее условие раскрытие своих потенциальных возможностей.
  5. Сама эффективность становится важнейшим прогностическим фактором спортивного результата только в том случае, если у спортсмена достаточный уровень мотивации для выполнения задания.

В дальнейшем нами планируется более подробно изучить коррекцию психологической устойчивости спортсменов, занимающихся Пенчак Силат и восточными единоборствами в целом.

 

Инна Тычинская



телефон для справок: +7 978 749 93 84
почта: sevsilat@mail.ru